?

Log in

No account? Create an account
Образование в Российской Империи. - Записки морального урода [entries|archive|friends|userinfo]
mutoids

[ website | Мой сайт ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Образование в Российской Империи. [сент. 12, 2008|12:07 pm]
mutoids
[Tags|, , ]

Читая замечательную подборку от eugend наткнулся на интересные статистические выкладки. Утаскиваю их к себе, чтобы потом обдумать. Заметки на память, так сказать.

Проблема с грамотностью была системной и досталась в наследство еще от царской России. Причем очень остро проблема вставал при сравнении ситуации с заграницей. В Германии, в частности в Пруссии всеобщее образование было введено еще в конце XVIII века (в законе не указывалось число классов, но было написано, чтобы умел читать, писать и считать), при этом в 1816 году школу посещали 59% детей (в России). В Баварии обязательное 6-и классное образование было введено в 1803 году, в Саксонии 8-классное в 1835 г., а по всей Германии обязательное 8-летнее образование было официальное закреплено Веймарской конституцией 1919 года (де факто оно было введено еще в 19 веке). Точно также всеобщее 8 летнее образование было введено в конце 19 века и в Японии, то есть в этих странах как минимум несколько поколений было грамотными, причем в той же Германии не просто грамотными, а с достаточно высоким средним уровнем образования. В СССР же всеобщее обязательное 7-летнее образование было введено только в 1940-м году. Здесь мы были вынуждены преодолевать катастрофическое отставание, доставшееся нам еще с царских времен. По результатам переписи населения 1897 года, в том числе (в скобках) на территории европейской России:
- всего населения 125 640 021 чел. (93 442 864)
- из них грамотных 26 569 585 чел. или 21,1% (21 429 156 чел. или 22,9%).
На просвещение в 1897 г. было затрачено 26 476 тыс. рублей, что составляло 2% от всего бюджета. Это намного меньше, чем в основных европейских странах того периода, если иметь в виду затраты на "душу": в Англии - 2 р.84 к., во Франции - 2,11, Пруссии - 1,89, Австрии - 64 к., Венгрии - 55, в России - 21 копейка. (см. Брокгауза и Ефрона). Охват школой детей в возрасте от 8 до 11 лет в 1897 году составлял по империи 30,1% (в городах — 46,6%, в сельской местности — 28,3%). В 1911 году - когда количество школ по сравнению с 1897 годом увеличилось - лишь около 43% всех детей (8-12 лет) посещало начальную школу (Из «Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год», Спб., 1912) – сравните с Германией 1816 года. Осознавая серьезность проблемы, правительство к ПМВ увеличило расходы на образование и начало программу по введению всеобщего начального 4-х классного образования. Но все же темпы решения этой проблемы были явно недостаточны: «Деятельность Министерства Народного Просвещения по планомерному насаждению школ в целях достижения всеобщего обучения началась и распространилась прежде всего на 34 губернии... (Из данных, опубликованных Центральным Статистическим Комитетом, видно, что в 1911 г. население 34 земских губерний (76 млн.) составляло 46% всего населения Империи – 164 млн. чел. без Финляндии)… Сроки осуществления всеобщей доступности начального обучения, т.е. открытия всех предусмотренных школьной сетью данного района училищ, устанавливаются различные, в зависимости от положения школьного дела в каждом уезде и финансовой его состоятельности. В среднем по 34 губерниям этот срок 9,4 года. В 33 уездах (11%) он не превышает 5 лет. В 40 уездах (13 %) на открытие полного числа школ потребуется от 12 до 17 лет». То есть на территории, где проживало 46% населения империи, всеобщее начальное образование в среднем планировалось ввести в течении 9,4 лет. При этом эта территория полностью сетью начальных учебных заведений была бы охвачена к 1929 году (1912 г. + 17 лет). Отметьте, что речь идет лишь о начальном образовании, лишь о 46% населения империи, о сохранении благоприятных внешних условий (отсутствие войны, хорошее финансовое положение государства). В результате «когда начались Первая мировая война и всеобщая мобилизация, оказалось, что в России 61 проц. призывников были неграмотными, тогда как в Германии — 0,04 проц., в Англии — 1 проц., во Франции — 3,4 проц., в США — 3,8 проц., в Италии — 30 проц» (В.В.ИЗОНОВ, «Подготовка русской армии накануне Первой мировой войны»). Советская власть прикладывала серьезные усилия в области ликвидации безграмотности, но решение этой проблемы требовало значительного времени, ситуация во второй половине двадцатых годов хотя и отличалась от довоенной, но продолжала оставаться критической: «По культурному уровню Красная Армия до сих пор получает пополнение далеко неудовлетворительное. В среднем число грамотных определяется в 89 % с колебанием по отдельным родам войск от 80 до 98 %, но среди грамотных имеющие образовательный ценз составляют 36 %. Достаточно грамотных без образовательного ценза — 28 % и малограмотных, в незначительной степени отличаюшихся от неграмотных — 26 %». (Обзор ГУ РККА о состоянии Красной армии в 1927-1928 гг., «Реформа в Красной армии. Документы и материалы. 1923-1928 гг.», Москва 2006, кн. 2, стр. 271). По результатам переписи 1926 года в целом по СССР грамотность населения старше 9 лет составила 51%. Более высокий процент грамотных среди призывного контингента объясняется тем, что призывались во-первых, молодые люди, которых в большей степени захватил процесс создания системы образования, а также в большей степени представители центральных районов страны, где в отличие от азиатских окраин, образование было распространено больше. Серьезный прогресс, в первую очередь качественный, был достигнут лишь к концу 30-х годов - по результатам переписи 1939 года: в среднем по СССР грамотных было уже 81,2%, в том числе с полным средним образованием 7,8% и с высшим 0,64% (сравните с царской Россией, где процент лиц со средним и высшим образованием равнялся 1,1%), тогда же, как уже упоминалось, было введено и обязательное 7-летнее всеобщее образование. На качественный рост образования указывают и следующие цифры - в 1914 году доля учащихся, получающих среднее образование, составляла 9,2% от общего количества школьников (8 902 621 чел.), в 1939 году – из 34 786 тыс. человек, 21 млн. учился в начальной школе (60,37%), соответственно доля получающих среднее образование составляла 40% (причем это без учета специальных учебных заведений).


Уже при беглом взгляде видно:

  • Ситуация с ростом грамотности населения СССР к второй половине 20-х обгоняла даже самые смелые прогнозы сделанные в РИ к 1912 году, что с учетом двух войн и революции свидетельствует о немалом вкладе советской власти

  • Система образования, планируемая к внедрению в РИ подразумевала только 4 летнее обязательное обучение, что на тот момент было уже анахронизмом

  • Число лиц с образованием не ниже среднего составлял в РИ 1,1% Говорить в таких условиях о скорой индустриализации не приходится.

СсылкаОтветить

Comments:
From: (Anonymous)
2011-01-24 01:38 am
Спасибо. Спокойная взвешенная статья, без подлого передергивания.
(Ответить) (Thread)
From: seven_arrows_is
2012-07-29 07:38 am
"Первая мировая война и всеобщая мобилизация, оказалось, что в России 61 проц. призывников были неграмотными"
Статья лживая.
Процент грамотных призывников в 1913 году достиг 73% (данные БСЭ 1929-1930 гг), а в Ярославской области - 94% уже в 1905 году ("Статистические сведения по начальному образованию в Российской Империи" Вып. 3, 1902 год и Вып. 7, 1908 год ).
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: seven_arrows_is
2012-07-29 07:36 am
"Первая мировая война и всеобщая мобилизация, оказалось, что в России 61 проц. призывников были неграмотными"

Это ложь
Процент грамотных призывников в 1913 году достиг 73% (данные БСЭ 1929-1930 гг), а в Ярославской области - 94% уже в 1905 году ("Статистические сведения по начальному образованию в Российской Империи" Вып. 3, 1902 год и Вып. 7, 1908 год ).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: mutoids
2012-07-29 08:43 am
Призыв мирного и военного времени немного разные вещи. Тем более данные по одному региону. Призыв 1917 года вообще показал умопомрачительные результаты по уровню образования. А все почему? Удалось призвать практически только учеников кадетских училищь.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: seven_arrows_is
2012-07-29 09:24 am
>Призыв мирного и военного времени немного разные вещи.

Да, в мирное время призывают только молодежь, а в военное всех подряд. Молодежь в Российской Империи при Николае II стала грамотной

>Тем более данные по одному региону.

С.-Петербургская - 95%
Владимирская - 80%
Тверская - 84%
Калужская - 81%
Костромская - 75%
Московская - 89%
...
> Призыв 1917 года вообще показал умопомрачительные результаты по уровню образования. А все почему? Удалось призвать практически только учеников кадетских училищь.

Мягкий знак лишний. Ну и вы сами себе противоречите.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mutoids
2012-07-29 08:44 am
И, кстати, не могли бы вы уточнить, что за "данные БСЭ" вы имеет в виду. Конккретная статья.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: seven_arrows_is
2012-07-29 09:35 am
Можете сказать, что у вас за настройки журнала такие? Я уже с трех аккаунтов пытался написать, все режет как спам.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mutoids
2012-07-29 10:43 am
Обычные. Ничего специально не докручивал, все по умоляанию всем видно.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: seven_arrows_is
2012-07-29 10:44 am
Ну ответ с фотографиями из статсборников вы видите?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mutoids
2012-07-29 10:46 am
Нет
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mutoids
2012-07-29 10:52 am
Есть только такой комментарий, почему-то отсутсвующий в журнале:
Первое издание БСЭ (1929-30гг), «Процент грамотных новобранцев среди призывников бывшей Российской империи». Таблица оттуда.


Кстати, Россия до революции догнала Англию по количеству студентов в вузов - 8 человек на 10000 населения. И это при "тотальной безграмотности".

Из монографии Дмитрия Леонидовича Сапрыкина, изданной при поддержке РАН.
Так что ваше "Говорить в таких условиях о скорой индустриализации не приходится." - слишком уверенное заявление. И неверное.


1. Это название таблицы, которая в виде картинки гуляет по инету. А сама статья, к которой эта таблица относится? Я бы проверил.
Кстати, Россия до революции догнала Англию по количеству студентов в вузов
Это в данном случае не показатель. Тем более, что под "ВУЗ'ом" скорее всего имелись ввиду университеты. А нужно оценивать инженерных работников, к которым в то время относились все, кто имел среднее образование.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: seven_arrows_is
2012-07-29 10:54 am
Да, к нему фото прилагались. Он висит в журнале и виден только мне.
На ваш вопрос я там ответил.
(Ответить) (Parent) (Thread)